Из серии: Вы хочете фактов? - их есть у меня«Узнать чужеземца на улице не составляет труда. Туриста – тем более. И по манерам, и по разговорной речи, и по отношению к окружающему. Советские туристы на улицах зарубежных городов не составляют исключения»1, - писала пермская газета «Звезда» в 1973 г. Действительно, ходящие всегда вместе, скрупулезно считающие выданную валютную мелочь и в то же время ошеломленные супермаркетами, барами, стриптизами, советские туристы, несомненно, обращали на себя внимание.
«В свободное время вечером наши туристы ходили большими группами. Одиночных уходов не наблюдалось. Каждый следил за своими товарищами. Все шли всегда одним маршрутом», - записал в отчете руководитель группы пермяков, путешествовавших по Австрии в 1974 г. «Неумелое и неправильное пользование приборами во время приема пищи вызывает у обсуживающего персонала и присутствующих туристов из других стран удивление и усмешки», - отметили в отчетах многие руководители групп. А выход пермяков из самолета в Каире вообще вызвал сенсацию – в шубах, шапках и валенках – это в декабре, когда в Африке плюс двадцать-двадцать пять. Один из пермских туристов даже сочинил стихотворение, побывав в сходной ситуации:
«И вот мы в Касабланке!
Кто в шубе, кто в ушанке
Томимся на жаре…»2.
«Железный занавес», созданный в СССР еще в конце 1920-х гг., пропускал очень ограниченную и цензурированную информацию о жизни в других странах - в основном о безработице и милитаризме, о «потогонной системе эксплуатации» и «свободе капиталистических хищников грабить и порабощать народы»3. Тем не менее, сведения о товарном изобилии и значительной свободе в поведении людей проникали в СССР. Конечно, все это объяснялось СМИ как «контрасты» - товары и роскошь для богатых, труд и нужда для рабочих и крестьян. Все же удовлетворить любопытство, посмотреть на «загнивающий Запад», да и приобрести чего-нибудь заграничного устремлялись по возможности тысячи советских людей.
А возможности были крайне ограничены. Так, в 1960 г. из Пермской области за границу было отправлено всего 657 туристов4, распределенных на 36 групп, в 1961 г. – 761 турист5. Отправиться в путешествие мог далеко не каждый желающий. Будущий советский турист должен был преодолеть несколько уровней «фильтрации». Первый уровень – местком – низовая профорганизация (цеховая, данного предприятия или организации).
( Read more... )