![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)

К 1958 году Коммунистическая партия Китая была у власти в течение почти девяти лет. Националисты под предводительством Чан Кайши разгромлены и сбежали за границу, внутренние враги раздавлены, коммунистический Китай обрел наконец свое первое правительство. И Великий Председатель Мао Цзэдун решил, что пришло время для "Большого скачка" вдогонку за экономически развитыми странами Запада и запустил кампанию по модернизации промышленности и сельского хозяйства.
Не довольствуясь контролем над людьми, китайские коммунисты решили начать наступление на матушку-природу. Одним из первых и самых амбициозных проектов стала "Война против четырех вредителей": крыс, мух, комаров и воробьев.
Почему воробьи? Можно понять, зачем избавляться от комаров-кровососов, мухи тоже порядочная гадость, крысы вообще вызывают омерзение. Но птичек зачем уничтожать? Что с ними так неправильно, что председатель Мао и коммунисты решили их ликвидировать?
Ну, видите ли, воробьи клюют зерно, и по подсчётам китайского НИИ зоологии, от воробьёв за год терялся объём зерна, достаточный для прокорма 35 миллионов человек
И если воробей увидит зернышки, которые вы только что посадили в землю, он слопает их еще до того, как вы успеете сказать: "Да здравствует великий Мао! Долой американский империализм!" Такое положение вещей особенно возмущало китайских крестьян, которые сеяли пшеницу только для того, чтобы стоять в стороне и беспомощно наблюдать, как огромные стаи воробьев съедают все подчистую.
Вся школа отправилась убивать воробьёв. Мы делали лестницы, чтобы сбивать их гнёзда, и били в гонги по вечерам, когда они возвращались домой на ночлег. Это было задолго до того, как мы узнали, что воробьи — хорошие птицы. В то время мы знали лишь то, что они едят зерно.
— Judith Shapiro. Mao's War Against Nature: Politics and the Environment in Revolutionary China. — Cambridge University Press, 2001, p. 87.
Всем, абсолютно понятно, почему предводитель всех китайцев постановил ликвидировать летающих истребителей зерновых – с исчезновением этих тварей наступит золотой век для китайского крестьянства. По словам Мао.
Следующая проблема – каким образом их уничтожать. Стрелять не получится – будут израсходованы миллионы боеприпасов, которые можно обратить против контрреволюционеров и мирового империализма. Яд тоже не годится – так можно и людей потравить. Ловушки... это хорошо, но расставлять миллионы ловушек – это слишком хлопотно даже для коммунистического Китая. Правительство нашло мудрое решение – почему бы самим крестьянам не взяться за благородное дело избавления деревень от воробьев? И началась величайшая битва эпохи под возгласы «Да здравствует великий Мао» и с размахивания тряпками, закрепленными на длинных шестах. В парках, на улицах и крышах домов люди (горожане и крестьяне, школьники и старики, мужчины и женщины) кричали, свистели, махали тряпками, стучали по кастрюлям, в общем, делали все, чтобы воробьи как можно дольше находились в воздухе.
И поскольку воробьи не могут продержаться в воздкухе более 15 минут, потом им надо - несчастным немножко передохнуть. Все жители деревни выходила на поле и гремели разными предметами, кричали, махали руками, пока бедные воробьи не падали замертво.
То же самое происходило в городах - жители шумели вовсю, доводя воробьев до смерти. Дело пошло, комиссары браво рапортовали о грандиозных достижениях в области умерщвления воробьев. Ура! Да здравствует мудрое правительство во главе с Мао!
Птицы изможденные длительным нахождением в воздухе и не возможностью куда-либо приземлиться начали буквально валиться с неба. Тех, которые не погибал от удара о землю добивали чем попало. Птиц находивших убежище на дереве и не реагировавших на вопли толпы из-за усталости доставали выстрелом из рогатки.
В активной фазе это безумие продолжалось с марта по ноябрь 1958 года, успешно истребили около 2 миллиардов воробьев, а в Пекине и приморье уничтожили вообще всю мелкую птицу. Было чему радоваться – крестьянство вздохнуло свободней, никто уже не клевал зернышки в бороздах, можно было надеяться на щедрый урожай. Так оно и случилось – в первый 1959 год в закрома родины собрали значительно больше предыдущих периодов. Правда, вместе с зерновыми успешно плодились саранча и гусеницы, которых раньше поедали маленькие птички – враги коммунизма. И как следствие великой коммунистической политики (как и во всем мире у коммунистов) в следующем 1960 году случилась продовольственная катастрофа – саранча уничтожила посевы, наступил голод, от которого умерло от 10 до 30 миллионов китайцев.
В 1959 Академия Наук Китая пересмотрела проблему с точки зрения размножения насекомых и признала, что война была несколько ошибочной, ну небольшой перегибчик произошел. На следующий год великий Мао волевым решением прекратил борьбу с воробьями, переключившись на нового противника – постельных клопов. А популяцию воробьиных пришлось восстанавливать, опять под мудрым и бдительным руководством Компартии, их пришлось завозить из СССР целыми вагонами, заказывать в Канаде и США, но до начала 21 века уровень, достаточный для экологии, достигнут не был. .