Давайте сначала разберемся, почему именно таким было расселение сельских жителей на Руси. Почему каждые несколько километров - деревня на сто дворов? Сельхозугодья должны были быть в шаговой доступности, отсюда деревни довольно близко друг от друга. Количество дворов определялось необходимой рабочей силой для обработки этих земель на основе конной тяги и ручного труда. Первый удар по сельскому хозяйству нечерноземья нанес ... паровоз. Пришедшая в крупные города железная дорога привела к жесточайшей конкуренции местного производителя с привозными продуктами с плодородного юга. Весь двадцатый век площадь сельхозугодий в Ленинградской области уменьшалась. При царе, при Сталине, при Брежневе. Иначе быть не могло. Второй удар, подорвавший деревню, как единицу сельского хозяйства, нанесли трактор и автомобиль. Трактор сделал ненужным население деревни в сто дворов, а автомобиль ликвидировал ограничение на шаговую доступность угодий. Выбор был невелик: фермерское хозяйство вместо каждой деревни или агрохолдинг с крупной центральной усадьбой хоть в райцентре. Деревню жаль, но она умирает естественной смертью, став экономической бессмыслицей. Хрущев, которому можно многое поставить в вину, в этом случае просто констатировал факт. И попытался действовать по принципу: не можешь побороть -надо возглавить. Попытка ввести умирание деревень в план оказалась не слишком удачной. Но от этого этот процесс не перестал быть объективным.
no subject
Date: 2016-12-19 08:38 pm (UTC)Сельхозугодья должны были быть в шаговой доступности, отсюда деревни довольно близко друг от друга. Количество дворов определялось необходимой рабочей силой для обработки этих земель на основе конной тяги и ручного труда.
Первый удар по сельскому хозяйству нечерноземья нанес ... паровоз. Пришедшая в крупные города железная дорога привела к жесточайшей конкуренции местного производителя с привозными продуктами с плодородного юга. Весь двадцатый век площадь сельхозугодий в Ленинградской области уменьшалась. При царе, при Сталине, при Брежневе. Иначе быть не могло.
Второй удар, подорвавший деревню, как единицу сельского хозяйства, нанесли трактор и автомобиль. Трактор сделал ненужным население деревни в сто дворов, а автомобиль ликвидировал ограничение на шаговую доступность угодий. Выбор был невелик: фермерское хозяйство вместо каждой деревни или агрохолдинг с крупной центральной усадьбой хоть в райцентре. Деревню жаль, но она умирает естественной смертью, став экономической бессмыслицей.
Хрущев, которому можно многое поставить в вину, в этом случае просто констатировал факт. И попытался действовать по принципу: не можешь побороть -надо возглавить. Попытка ввести умирание деревень в план оказалась не слишком удачной. Но от этого этот процесс не перестал быть объективным.