harmfulgrumpy (
harmfulgrumpy) wrote2016-08-22 01:40 am
![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)
Entry tags:
"Внезапное и вероломное нападение"

Оригинал взят у
![[livejournal.com profile]](https://www.dreamwidth.org/img/external/lj-userinfo.gif)
Недавно я писал (извиняюсь за повторение):
Есть факт. На рассвете 22 июня 1941 г. нападения Гитлера на Советский Союз стало для товарища Сталин страшной неожиданностью. В возможность такого развития событий Сталин не верил. Даже вечером 21 июня, когда от командования приграничных округов в Москву полетели шифровки о том, что немцы снимают колючую проволоку на границе и в воздухе висит гул танковых моторов, когда по меньшей мере три солдата вермахта переплыли пограничный Буг в попытке предупредить Родину трудящихся всего мира - даже тогда товарищ Сталин усомнился в достоверности этих сообщений. Да и утром 22 июня Сталину потребовалось несколько часов для того, чтобы принять, наконец, реальность к сведению.
Советское радио передавало бодрую воскресную музыку и зачитывала сводки с полей в то время, когда радиостанции всего мира транслировали заявления Гитлера и Риббентропа. Министр иностранных дел фашистской Италии до полудня безуспешно пытался найти советского посла, чтобы вручить ему официальную ноту с объявлением войны - в воскресенье 22 июня советский дипломат изволили отдыхать на пляже. Поверенный в делах Соединенного Королевства (английского посла С.Криппса к тому времени уже де-факто выпроводили из Москвы) Баггалей до 12 часов дня 22 июня не мог добиться встречи с Молотовым, а заместитель наркома иностранных дел Вышинский высокомерно отказался от какого-либо обсуждения вопросов оказания помощи Советском Союзу со стороны Великобритании, ссылаясь на отсутствие руководящих указаний.
Нападение Германии изумило обитателей кремлевских кабинетов, ошеломило их и повергло их в состояние шока. Это есть факт.
А вот американское посольство в Москве в аккурат к 22 июня эвакуировало обратно в США жен сотрудников, обустроило в подмосковье дачу чтобы с началом войны переехать туда от бомбёжек, устроило на даче склад продуктов и на 23 июня спланировало переезд персонала из Москвы на дачу. 22 июня война начнётся, 23-го уедем за город.
Для одних "изумительная неожиданность", для других всем заранее известная дата.
Оказывается, не одно американское посольство и другие дипломатические представительства были столь дальновидными.
участник обороны Брестской крепости вспоминает, что накануне войны население раскупило в приграничных районах соль и спички. А его приятелю о том, что война начнется 22 июня в 4 часа утра сообщила… на танцах местная девушка.
И только для советского правительства немецкое вторжение стало "внезапным, без объявления войны".
____________________________________________
Дополнительные ссылки из комментариев:
Мемуары кого-то из посольских, не помню навскидку.
Попробуйте поискать на books.google.com по ключевым словам steinhardt dacha.
Вот, некоторые ссылки с первой страницы:
David E. Murphy, "What Stalin Knew: The Enigma of Barbarossa", Yale University Press, 2005
Cпециально о предупреждениях Cталину и информации которую получал СССР.
О даче см. стр. 111-115.
http://books.google.com/books?id=efcStZ
David Mayers, "The Ambassadors and America's Soviet Policy", стр. 131
http://books.google.com/books?id=IjyhTR
О том, что США располагают информацией о готовящемся Германией летом нападении на СССР, Саммнер предупредил Уманского еще 1 марта.
Перед этим госдепартамент телеграфировал предупреждение послу Стейнгарду в Москве, предложив ему, на его усмотрение, передать это сообщение советскому правительству (FRUS 1941:712-713). Стейнгард отказался, объяснив что толку предупреждать советских нет (FRUS 1941, I:713-714). Тем не менее Саммнер передал это предупреждение Уманскому (FRUS 1941, I:714). Были и позднейшие предупреждения, масса и со всех сторон, включая США и Черчилля.
ЗАПИСКА ПО ПЛАНУ ДЕЙСТВИЙ ВОЙСК В ПРИКРЫТИИ НА ТЕРРИТОРИИ ЗАПАДНОГО ОСОБОГО ВОЕННОГО ОКРУГА
http://www.rkka.ru/docs/plans/zapovo.ht
"Шифротелеграмма военного совета о вводе в действие этого плана прикрытия будет следующего содержания: ..."
План прикрытия был введён в действие или не был введён?
Не на уровне объявления тревоги нескольким частям (известно, что небольшое количество частей были подняты по тревоге 18-го числа), а на уровне округов и входящих в них соедниений -- был ли введён план прикрытия в действие?
Явилось ли нападение Германии для Сталина и вообще советского руководства -- сталинских сикофантов смотревших Сталину в рот и поддакивавших ему то, что по их ожиданиям "вождю" хотелось слышать -- ожидавшимся и вероятным событием, или они были им поражены?
«21 июня 1941 года…
Я вновь настаиваю на отзыве и наказании нашего посла в Берлине, который по-прежнему бомбардирует меня дезинформацией о якобы готовящемся Гитлером нападении на СССР. Он сообщил, что это „нападение“ начнется завтра… То же радировал и генерал-майор В.И. Тупиков, военный атташе в Берлине. Этот тупой генерал утверждает, что три группы армий вермахта будут наступать на Москву, Ленинград и Киев, ссылаясь на свою берлинскую агентуру. Он нагло требует, чтобы мы снабдили этих врунов рацией…
Начальник разведуправления, где еще недавно действовала банда Берзина, генерал-лейтенант Голиков жалуется на посла и на своего подполковника Новобранца, который тоже врет, будто Гитлер сосредоточил 170 дивизий против нас на нашей западной границе…
Но я и мои люди, Иосиф Виссарионович, твердо помним ваше мудрое предначертание: в 1941 году Гитлер на нас не нападет!»
«В последнее время многие работники поддаются на наглые провокации и сеют панику. Секретных сотрудников "Ястреба", "Кармен", "Алмаза", "Верного", за систематическую дезинформацию стереть в лагерную пыль, как пособников международных провокаторов, желающих поссорить нас с Германией. Остальных строго предупредить". И подпись: "Л. Берия. 21 июня 1941 года"»
о военной статистике и бездаре Сталине-2
в первое десятилетие после 1945 года советская историография старалась вообще обходить молчанием вопрос о конкретных показателях численности войск сторон, ограничиваясь ритуальной фразой о превосходстве противника в силах. Так, во втором издании «Большой советской энциклопедии» указывалось, что «всего фашистская Германия сосредоточила на зап[адных] границах СССР более 200 дивизий, из них 170 немецких (в том числе 19 танковых и 14 моторизованных), не считая вспомогательных частей». Далее подчеркивалось, что «многомиллионная армия гитлеровцев, оснащенная большим количеством современной боевой техники, в момент внезапного нападения на Советский Союз обладала численным превосходством отмобилизованных и готовых к бою войск, имела количественный перевес в танках, авиации, а также минометах и автоматах». В результате «в первый же день войны на небольшие по численности советские войска прикрытия обрушился удар немецко-фашистских полчищ, имевших 2-летний боевой опыт ведения современной войны на Западе и численное превосходство, особенно в танках и самолетах»[2]..."
Постепенно в советской историографии стали появляться конкретные цифры, характеризующие состояние войск сторон. Анализ отечественной литературы позволяет проследить, как менялись представления по этому вопросу.
Вероятно, начать рассмотрение этой проблемы следует с вооруженных сил Германии, поскольку широко распространена уверенность в том, что по ним имеются составленные с немецкой педантичностью точные цифровые данные, которые уже давно введены в научный оборот. К сожалению, приводимые в отечественной исторической литературе сведения далеко не соответствуют этому мнению. Впервые в советской историографии некоторые цифры по общей численности германских вооруженных сил появились в «Очерках истории Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.» В этой работе указывалось, что к лету 1941 года в вермахте имелось 215 дивизий и 6500 самолетов, из которых для нападения на СССР было выделено 170 дивизий, а также 38 дивизий союзников Германии, поддерживавшихся почти 5 тыс. самолетов[3]. Три года спустя в военно-историческом очерке «Вторая мировая война 1939–1945 гг.» со ссылкой на опубликованные в германской литературе данные указывалось, что к середине 1941 года в вермахте имелось 214 дивизий и 7 бригад, а общая численность германских вооруженных сил составляла 7234 тыс. человек. Всего для нападения на Советский Союз было выделено 152 дивизии и 2 бригады вермахта, 29 дивизий и 16 бригад его союзников, которые поддерживались почти 4900 самолетами[4]...
Однако в 1 томе изданной в начале 1960-х гг. 6-томной «Истории Великой Отечественной войны Советского Союза 1941–1945 гг.» приводились уже несколько иные сведения об общей численности германских вооруженных сил – вероятно, скорректированные по опубликованным в германской литературе данным (см. таблицу 1)..."
пропустим часть - и про вашу брошюру:
"Однако в 1990-е годы эти данные вновь были пересмотрены. Впервые новые цифры появились в 1994 году во 2 томе «Военной энциклопедии» (см. таблицу 1). Эти же сведения приводятся в последнем на сегодняшний день обобщающем труде по истории войны российских военных историков (см. таблицу 1), а также в 4 томе «Большой российской энциклопедии»[8] и «Военном энциклопедическом словаре»[9]. Таким образом, по вопросу об общей численности вермахта к лету 1941 года отечественная историография пользуется сведениями, почерпнутыми из германской литературы, но не использует непосредственно подлинные документы бывшего противника..."
http://modernlib.ru/books/vladislav_goncharov/velikaya_otechestvennaya_katastrofa__3_sbornik/read/
Как видите сведения и на 2017 год до сих пор не точные.