harmfulgrumpy: (Default)
harmfulgrumpy ([personal profile] harmfulgrumpy) wrote2016-05-23 11:31 pm
Entry tags:

Эренбург-фотограф и Тагор-композитор

Приходите к нам в мае и в июне, мы покажем вам недостаточно известные стороны известных людей.

Так, например, Рабиндранат Тагор был не только поэтом и прозаиком, философом и общественным деятелем, но ещё и художником и даже композитором. Композитором настолько значительным, что остался в истории как автор стихов и музыки к гимнам сразу двух стран: это «Душа народа» («Джанаганамана») — национальный гимн Индии и «Моя золотая Бенгалия» («Амар Шонар Бангла») — гимн Народной Республики Бангладеш. До 24 мая в Центре восточной литературы на выставке, посвящённой 155-му дню рождения Тагора, вы можете узнать больше об этой стороне творчества первого нобелиата-неевропейца.

А Илья Эренбург, как мы с удивлением убедились, проявил себя как небезынтересный и самобытный фотограф. Оставил нам замечательные стрит-фото Парижа 1930-х годов и прилагающиеся к ним едкие заметки
в книге «Мой Париж» (М., 1933). Пришлось назвать выставку о нём «Поэт, журналист, фотограф: 125 лет со дня рождения Ильи Эренбурга». Экспозиция из фонда рукописей РГБ размещается в Румянцевском зале Пашкова дома и продлится до 31 мая.

«Как не горели рукописи» — без дальнейших слов понятно, кому посвящено, да? 17 мая был юбилей Булгакова, а сама выставка продлится до 17 июня. Причём РГБ и Музей Булгакова обменялись материалами, в музее тоже выставка и почти с тем же названием. Обе выставки — своеобразное подтверждение известнейшего из булгаковских афоризмов. На стендах и витринах рукописи, иллюстрации, самиздат — например экземпляр «Мастера и Маргариты», перепечатанный на пишмашинке военным с Байконура в 1983 году. И открытка, отправленная Елене Сергеевне Булгаковой: «Вчера в 14 ч. 25 мин. первые ларьки получили "Москву" № 1. В 14 ч. 30 мин. журнал был распродан». Номер журнала — тот самый, с первой публикацией романа.

«Великая Отечественная война в графике советских художников» — небольшая, но ёмкая экспозиция в отделе изоизданий. Все художники, представленные в экспозиции, так или иначе участвовали в войне. Выставка закончится 26 июня.

Библиографическую инсталляцию «Ленинка в дни войны» готовили больше года. Это огромное, трагическое и жизнеутверждающее воспоминание об истории нашей библиотеки в 1941–1945-м. На 94-х больших плакатах — фотографии, графика, документы, цитаты. Особенно трогают сердце снимки из детского читального зала, открытого в мае 1942 года. Виртуальная выставка тоже есть, но впечатления от крупного формата, как всегда, целостнее и сильнее. Будете в библиотеке — обязательно зайдите в Розовый зал, вы знаете, что мы там показываем наше самое-самое. До 28 июня.

Булгаков и Эренбург оказались ровесниками Транссиба, коему посвящена выставка «Великий Сибирский путь», — 125 лет исполнилось всем троим. Если помните, когда-то в Румянцевском музее экспонировалась огромное полотно «Явление Христа народу». Мы дождались если не его возвращения в свои стены, то чего-то сопоставимого по масштабам: сейчас у нас на этой выставке находится 44-метровая лента-акварель «Панорама левого берега Шилки». До 27 августа, отдел картографии.

Все выставки доступны в дни и часы работы библиотеки: понедельник–суббота, 9:00–20:00, везде вход по читательскому билету РГБ.

И последняя, но не из последних новость: у РГБ завёлся инстаграм. Больше того: я готова держать пари, что у нас будет (да уже есть) самый лучший, живой и высокохудожественный инстаграм из всех российских учреждений культуры, потому что его ведёт наш невероятный фотограф и создатель виртуальных выставок [livejournal.com profile] miroir_de_lac. А значит, в ленте будут не скучные снимки «мероприятий», начальства и витрин, а жизнь, атмосфера, тайны и чудеса нашего огромного книжного дома. Мария рассказывает о каждом снимке большие истории сразу на двух языках, для российской и международной аудитории, не считая понятного всему миру языка визуального. На что угодно могу поспорить — вот где мы лучшие и впереди Минкульта всего. Подписывайтесь, не пожалеете.


Набережные Сены обросли ящиками букинистов. Чудаки ходят по набережным и якобы смотрят книги. Здесь продаются неполные комплекты журналов и сочинения забытых всеми авторов. Это вполне соответствует пейзажу. Любитель пыли и тоски мучительно вздрагивает: «нет одиннадцатого тома!»... На минуту ему кажется, что одиннадцатый том самый интересный. Отряхнувшись, он идёт дальше. Торгуют книгами старухи. Они сами похожи на разрозненные тома забытой и никому не нужной истории. Если потрясти такую старуху, она, пожалуй, расскажет про любовь под каштанами, про осаду Парижа, про Анатоля Франса, про луидоры. Но лучше её не трясти: она вся пропитана пылью, к тому же она может легко умереть (фото с подписью из инстаграма leninka_official).


Алексей Фёдорович Пахомов (1900—1973). Стройка ДЗОТа у Кировского моста, Ленинград, 1941 г. 1942. Автолитография